Главная » Статьи »Планеты в астрологии

Планеты в астрологии

13.04.11

Термин планета применяется в астрологии не так строго как в астрономии (см. планета); иногда планетами для удобства могут быть названы светила: Солнце и Луна, несуществующие фиктивные планеты и др. Такое свободное применение термина объясняется не только практическим удобством, но и историей введения этого понятия в употребление. Слово планета греческого происхождения (от др.-греч. πλάνης — странник), применявшееся первоначально для отличия подвижных объектов ночного неба от звёзд, кажущихся неподвижными. По мере накопления наукой знаний о космосе в астрономии возникла потребность в более детальной классификации небесных тел, в которой термин планета был значительно пересмотрен. Однако в астрологии применение данного термина осталось традиционно простым.

Понимание природы астрологического влияния в разные эпохи

Жители древней Месопотамии верили: всё, что совершается на земле, происходит по воле богов, и эта воля может быть узнана путём распознавания различных знамений и целенаправленной мантики. Астрология предзнаменований была одной из таких мантических практик, популярность которой превзошла популярность других способов выведывания воли богов. Так на рубеже VIII — VII вв. до н. э. царь регулярно получал доклады о небесных знамениях и комментарии, поясняющие, что эти знамения могут значить.

Постепенно такая практика привела к укоренению идеи, что, наблюдая за небом, можно узнать намерения богов, и установлению связи планет и светил с главными божествами вавилонского пантеона: Сатурн был связан с Нинуртой, Юпитер — с Мардуком, Марс — с Нергалом, Солнце — с Шамашем, Венера — с Иштар, Меркурий — с Набу, Луна — с Сином. Исследователи XIX — XX вв. считали, что данное сопоставление планет и богов было отождествлением[5], откуда происходило мнение, что жители Междуречья были звездопоклонниками, а их религия получила название астральной (от др.-греч. ἄστρον — звезда), т. е. звездной — известна также под названием сабеизм — и рассматривалась как часть естественной религии[6]. Более поздние исследования заставляют пересмотреть эту точку зрения. Согласно этим исследованиям жители Месопотамии считали, что боги лишь проявляют свою волю через соответствующие планеты. Однако независимо от данных акцентов следует сделать вывод, что связь планет с происходящим на земле приписывалась в Древнем мире некому божественному началу, стоящему за планетами.

Астрология Птолемея

Существенные изменения в понимании природы планет произошли в эпоху Античности. Во II н. э. Птолемей излагает в своём «Математическом трактате в четырёх книгах», известном так же под названиями «Четверокнижие» или «Тетрабиблос» (лат. Tetrabiblos), теорию астрологии свободную от каких-либо религиозных и мифологических форм. Объясняя планетарные влияния, Птолемей опирается преимущественно на физические модели того времени: учения натурфилософов и математиков.

В качестве связующего звена между планетами, человеком и всем земным в новой астрологической доктрине выступали принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений) и первоэлементы: огонь, земля, вода, воздух, которые, в свою очередь, были одним из состояний первоматерии, описываемым комбинациями двух пар качеств: сухости — влажности, и теплоты — холодности.

Подход Птолемея к описанию природы планет был перенят арабскими учёными, а через них проник в Европу. Классификации планет, разработанные на птолемеевском понимании астральной природы, остаются актуальными и в астрологии новейшего времени.

Попытки научного объяснения астрологии

В связи с изменением научной парадигмы в XVII в. от астрологии требовались новые объяснения природы воздействия планет, актуальные в механистической физике. Однако таких объяснений найдено не было.

Предположение, что планеты влияют через свою гравитацию не выдержали научной критики. Не выдержало критики и предположение советского биофизика А. Л. Чижевского утверждавшего, что планеты действуют на землю опосредовано, через солнечную активность, чья значимость в развитии многих процессов на земле доказана.